Реферат по общей информации о Башкортостане.
Башкортостан – это край с разнообразной и богатой природой, древней историей и вековыми традициями.
Слово «Башкортостан» переводится как «страна башкир». Однако республика в южной части Уральских гор, на границе Европы и Азии, соединила в себе самые разные народы и вероисповедания. Живущие здесь люди хранят самобытную культуру, старинные промыслы и в то же время, открыты для всего нового и современного, они всегда рады гостям. Путешествие по республике Башкортостан, знакомство с природой, этнографией, историей и современностью, подарит яркие и незабываемые впечатления.
На карте России Башкирия занимает сравнительно небольшую территорию. Общая площадь почти 144 000 км2.
В республику входит 54 административных района:
— Муниципальные районы республики Башкортостан:
Абзелиловский, Альшеевский, Архангельский, Аскинский, Аургазинский, Баймакский, Бакалинский, Балтачевский, Белебеевский, Белокатайский, Белорецкий,Бижбулякский, Бирский, Благоварский, Благовещенский Буздякский, Бураевский, Бурзянский, Гафурийский, Давлекановский, Дуванский, Дюртюлинский, Ермекеевский, Зианчуринский, Зилаирский, Иглинский, Илишевский, Ишимбайский, Калтасинский, Караидельский, Кармаскалинский, Кигинский, Краснокамский, Кугарчинский, Кушнаренковский, Куюргазинский, Мелеузовский, Мечетлинский, Мишкинский, Миякинский, Нуримановский, Салаватский, Стерлибашевский, Стерлитамакский, Татышлинский, Туймазинский, Уфимский, Учалинский, Федоровский, Хайбуллинский, Чекмагушевский, Чишминский, Шаранский, Янаульский
- 20 городов республиканского подчинения:
Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский, Белорецк, Ишимбай, Туймазы, Сибай, Кумертау, Мелеуз, Белебей, Бирск, Учалы, Благовещенск, Дюртюли, Янаул, Давлеканово, Агидель, Баймак,
— 1 федерального: Межгорье.
— два посёлка городского типа (Приютово и Чишмы), 828 сельских администраций и 4434 сельских населенных пункта.
Природная карта Башкортостана, похожа на пёстрое разноцветное одеяло, сшитое из множества лоскутков, каждый из которых неповторим. Здесь можно увидеть бескрайние ковыльные степи, где мирно пасутся кони. А мягкие холмы Зауралья сливаются с горизонтом. Пейзажи Предуралья с берёзовыми рощами и изумрудными полями соседствуют с величественным древним Уралом, изрезанным кристально чистыми реками и глубокими карстовыми пещерами.
По геологическим и природным особенностям Башкортостан можно разделить на три большие естественные части.
Предуралье – занимает 2/3 площади края. Урал – более четверти. Зауралье – 1/10 часть.
Башкирское Предуралье расположено в пределах Русской равнины. Ландшафт этой части республики очень живописен и разнообразен. На западе и севере он равнинный, с мягкими холмами, плодородными долинами, спокойными реками и лесными массивами из широколиственных и хвойных лесов. На юге республики он сочетает в себе разнотравно-ковыльную степь с древними горами-одиночками и с Уральскими отрогами где можно увидеть многочисленные ущелья и карстовые пещеры.
На равнинно-холмистом Предуралье вдоль реки Белая, цепочкой длиной в 20 километров выстроились одиночные горы – Шиханы. Они получили свое название от распространенного на Южном Урале диалектизма. В степи так называются крупный холм или гора, с крутыми склонами и плоской вершиной. Горы Шиханы — это геологические образования, в которых сохранились остатки рифов морской фауны пермского периода. Они — обтёсанные водой и ветром тысячелетий – свидетельства того что здесь в древности было море. Оно, как и Уральские горы возникло в конце девонского периода палеозоя, более 360 млн. лет назад. Это было время величайших катаклизмов на нашей планете, когда столкнулись Европа, Северная Америка и Гренландия. Они образовали Сверхматерик — Лавразия. При этом были вытолкнуты массивы осадочных пород, которые и сформировали громадные горные системы. Например, Уральские Горы были тогда высотой более 7000 метров. Потом около 260 млн. лет назад море ушло, оставив о себе память лишь в виде гор-рифов. История их возникновения поэтизирована башкирскими легендами, в которых рассказывается, что древние горы когда-то были могучими богатырями-батырами и красавицами-невестами. Шиханы носят красивые имена – например «Юрак-тау», что в переводе означает «Сердце –гора». «Куш-тау» — «Птица-гора» или Парная гора. «Тра-тау» — «Крепость-гора». Фонд всемирного наследия ЮНЕСКО включил Шиханы как уникальные памятники геологического наследия планеты в список особо охраняемых памятников природы, имеющих мировое значение.
Согласно преданиям, считается что Шиханы обладают чудодейственной силой. Если подняться на вершину самого высокого Шихана – «Тра-Тау», и там загадать желание, то оно обязательно сбудется.
С вершины горы открывается захватывающая дух панорама, на разворот гор Седого Башкирского Предуралья и уходящую за горизонт реку Белая.
Река Белая самая известная и крупная водная артерия Башкортостана и её символ. Длина её 1430 км. Исток находится в болотах Южноуральского хребта Аваляк. Своё название река получила от цвета воды. Белизна её вод объясняется довольно просто. Река течет между горами Южного Урала состоящими из гипса и известняков, которые и придают ей особенный оттенок. Для башкир река Белая священна и овеяна множеством легенд. В одной из них, которая вошла в эпос «Урал-батыр» повествуется что богатырь Урал победил все злые силы. После этого весь народ зажил счастливо и радостно, но вскоре людям стало не хватать питьевой воды. И тогда Идель, один из сыновей Урала, взял отцовский волшебный меч и одним ударом рассек самую большую гору пополам. И вдруг оттуда побежал ручей с кристально чистой водой, который и превратился в реку Белая, или по-башкирски «Агидель».
На каждом своём участке река необычайно красива. У истоков, Белая начинается прозрачным горным ручейком, который с каждым притоком все больше набирает сил. Ближе к среднему течению, русло сильно сужается, берега становятся высокими и крутыми. Здесь горы вплотную подступают к воде. Вокруг неё скалы, в которых виднеются карстовые пещеры и гроты.
Река вьется среди гор, что создаёт ощущение пребывания в сказочной стране. Каждый поворот реки, открывает новый, живописный пейзаж, где окружающие горы, покрытые вековыми лесами, словно стражи, которые охраняют безмолвие девственной природы.
В древнейших башкирских эпосах рассказывается как возникли Уральские горы. Когда-то жил великан-богатырь, который носил пояс с глубокими карманами, в которых он прятал все свои несметные богатства. Однажды пояс развязался и упал на землю. Так и образовался Урал, который разделил Европу и Азию.
Главным хребтом Южного Урала, является Урал-Тау. Западнее его находятся самые высокие вершины: Большой Иремель(1582м) и ЯманТау (1640м). Флору и фауну всего Южного Урала можно условно разделить на 3 крупные группы. Горная тайга, широколиственные и смешанные леса, а также степную и лесостепную зону. В каждой из которых обитают свои типичные представители. Многие из них занесены в Красную Книгу России.
Урал и его южная часть издревле славились своими минеральными богатствами. Природа щедро одарила Башкортостан. Полезные ископаемые составляют одну из основ экономики республики. Здесь открыто более 3000 месторождений, где добывают медь, цинк, железо, алюминий, золото, газ, каменный и бурый уголь и нефть.
По добыче нефти Башкортостан занимает 3 место в России после Тюменской области и Республики Татарстан. На карте республики месторождения расположены по все территории края. Крупнейшими являются Арланское, Шкаповское, Туймазинское и Чекмагушевское.
Первый мощный фонтан черного золота был получен в 1932г. Это стало началом нефтяного промысла в Башкортостане. Спустя 10 лет было создано Производственное объединение «Башнефть» которое и сегодня занимается разведкой нефтяных месторождений, бурением скважин, добычей нефти и газа, транспортировкой, переработкой и продажей полученной продукции, в основном бензина и дизельного топлива.
В компанию «Башнефть» входят 3 нефтеперерабатывающих завода, которые представляют собой единый технологический комплекс. Самый крупный из них «Уфанефтехим», который располагается недалеко от столицы республики — Уфы.
Столица Башкортостана город Уфа находится в 220 км от Нефтекамска.
Город широко и привольно раскинулся на 7 высоких холмах, на правом берегу реки Белая, при впадении в неё рек Уфа и Дёма. Современная Уфа вытянулась более чем на 50 километров. В ней проживает более 1 млн жителей.
История рождения и становления Уфы уходит вглубь веков. В начале город возник как крепость на месте бывшего укрепленного военного поселения Торатау в 1574 году. Вскоре за крепостью утвердилось название Уфа. По одной версии от тюркского слова «Уфак», что означает «небольшой», по другой от башкирского «Уба» — «холм».
В центре древней Уфы когда-то стоял деревянный кремль. Стены его были сложены из вертикальных дубовых брёвен, высотой 5м. Башкиры называли его «Эмен-кала» — «Дубовый город». Крепость много раз подвергалась набегам и осадам, но ни разу не была взята. В середине 18в. в одну из башен ударила молния, вспыхнул пожар и кремль сгорел дотла.
На месте, где когда-то располагалась древняя крепость и находился центр города, теперь установлен 35-метровый «Монумент Дружбы» в честь Добровольного вхождения Башкирии в состав России.
В 1586 г. Уфа получила статус города, тогда она занимала совершенно особое положение, среди 220 городов Российского государства. К востоку от Урала, на необозримых просторах Сибири, вплоть до Тихого океана, не было ни одного другого постоянного городского поселения. Уфа стала одним из форпостов и опорным пунктом России, а находясь на самом стыке двух цивилизаций Запада и Востока, выступала в роли связующего звена, между ними.
Визитная карточка города и одна из самых главных его достопримечательностей памятник Салавату Юлаеву. Имя воина и поэта-импровизатора в Башкортостане носят город и знаменитый хоккейный клуб, в Уфе — проспект и парк. Его изображение украшает герб республики.
Салават Юлаев был участником Крестьянской войны второй половины 18 века, которую возглавил донской казак, Емельян Пугачев. Выдававший себя за российского императора Петра III. Салават вместе с отцом присоединился к повстанцам. Он мечтал добиться справедливости и равноправия для всего башкирского народа.
Площадь и прогулочная аллея ведущая к величественному монументу, это одно из любимых мест отдых уфимцев и гостей города. Украшают площадь здание Конгресс-Холла, которое было построено по проекту современного японского архитектора Кио-Казу Араи и фонтанный комплекс. Струи воды в большой чаше образуют цветок курай. Это растение является национальным символом Башкирии. Из него изготавливают одноименный духовой музыкальный инструмент. В протяжных звуках курая слышится вольный ветер бескрайних степей соединенный с многовековой историей башкирского народа.
Познакомиться с прошлым Башкирии, с этнографией края можно в Музее археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской Академии Наук. Музей — крупнейшее хранилище археологических этнографических и антропологических коллекций по всем периодам древней средневековой истории Южного Урала.
По истине бесценно сокровище музея Сарматская коллекция. В 1988 году, при археологических раскопках на севере Оренбургской области, в Филипповских курганах, были обнаружены предметы быта древних Сарматов. Всего было найдено 2900 предметов, среди них уникальная золотая амфора, с ручками в виде козлов-архаров. А также 26 золотых скульптур оленей.
Башкирский государственный театр оперы и балета, одна из ярких достопримечательностей Уфы. Здание сначала возводилось как Аксаковский народный дом, на добровольные пожертвования людей со всех концов России. Именно в этом театре впервые на профессиональную сцену, вышел выдающийся танцовщик 20 века Рудольф Нуриев.
Рядом с театром красивый особняк в стиле русского классицизма. Украшает фасад герб города. До революции 1917 года здесь размещалось Дворянское собрание. Именно в этом здании, в 1891 году впервые перед широкой публикой выступил Федор Шаляпин.
Семнадцатилетний Федор Шаляпин, будущий великий русский певец, приехал в Уфу осенью 1890 года. Сначала он 3 месяца работал хористом в местном театре. Накануне Нового года состоялось его первое сольное выступление, которое закончилось триумфально.
Знакомство со столицей Башкортостана Уфой будет не полным, если не коснуться культовых сооружений. Ведущими конфессиями в современном Башкортостане, являются ислам и православие. Одна из ярких достопримечательностей Уфы, православный храм Рождества Богородицы. По традиции он построен в форме креста, высота колокольни 47 метров. Пять позолоченных куполов с многометровыми золотыми крестами видны издалека.
В апреле 1998 года в Уфе была открыта мечеть-медресе «Ляля-Тюльпан», что в переводе означает «Цветок возрождения». В основе архитектурного оформления, символ прихода весны после долгой и холодной зимы, пробуждение природы. Архитектурный облик здания напоминает распустившийся тюльпан, а минареты высота каждого из которых 53 метра, как 2 бутона устремленные к солнцу. Цветок тюльпана символ всех тюркоязычных народов, он чаще всего встречается в орнаментах декора мечети.
Небольшой уютный парк в центре Уфы носит имя русского писателя Сергея Аксакова. Это место где хочется помечтать и отдохнуть от городского шума. Кстати в парке есть необычный памятник. Это волшебный «Аленький цветочек» из сказки Аксакова. В которой рассказывается как благодаря любви и верности юной девушки, развеялись злые чары и чудовище превратилось в прекрасного принца.
Недалеко от парка стоит фамильный дом семьи Аксаковых. Он был построен в середине 18 века и принадлежал деду будущего писателя. До наших дней в нем сохранилась неповторимая атмосфера, старинного дворянского гнезда.
Сергей Аксаков был один из первых, кто в стихах и прозе воспел красоту Башкирии. Прославил её на весь мир. И сегодня писатель особо почитается в республике, как символ добрососедства разных народов и вероисповеданий, на территории республики Башкортостан.
Современная Уфа многогранна очень гостеприимна, в ней чувствуется национальный колорит и своеобразие города, расположенного между Европой и Азией.
Природа республики Башкортостан разнообразна, и так хорошо сохранилась, что всемирный фонд дикой природы внес её в список 200 природных зон, сохранение которых жизненно важно для всей планеты.
В республике создано 3 заповедника, а также 4 национальных парка и 29 заказников. Среди заповедников Башкирского и Южно-Уральского, особо выделяется заповедник Шульган-Таш. Один из самых известных в мире. Он находится в 570 км от Нефтекамска (350 км от Уфы). Для ландшафта заповедника характерны резкие хаотичные перепады высот, скалистые обрывы, многочисленные карстовые явления. В отвесных скалах часто видны ниши с чернеющими устьями пещер.
В подножье правого склона долины реки Белой, в карстовом массиве, который башкиры называют горой «Сарык-Ускан», что в переводе с башкирского означает «Овечье пастбище». Находится одна из главных многоярусных пещер Урала «Шульган-Таш» или «Каповая». «Шульган-Таш» означает «Камень провалился». Происхождение же названия «Капова» точно неизвестно. Существует несколько предположений. Например, из-за постоянной капели, или «капов» — известковых наростов. Не исключено что название породили записки путешественника Ибн Фадлана, в которых он называл её «Капуа» в переводе с арабского просто «пещера». С этой пещерой связано много преданий, легенд, и поверий. Пещера и озеро, находящееся в ней носят имя хозяина подземного мира, подводного падишаха Шульгана. Это главный отрицательный персонаж древнейших эпосов Южного Урала. Символ всего мрачного, коварного и злого.
Пещера Шульган-Таш трехъярусная. Представляет собой систему галерей, коридоров и залов. Есть залы «Купольный», «Хаоса», «Знаков», «Белого великана», «Радужный», «Отшельника», «Бриллиантовый», «Акустический», «Рисунков». Общая длина пещеры, более 3000 метров. В 1760 году, русский географ Пётр Рычков, был первым ученым, который побывал в пещере и составил её описание, собрал легенды и предания, связанные с ней. Вход в пещеру он назвал «Портал». Это гигантская арка, в которую спокойно вошел бы 5-ти этажный дом. Размеры её впечатляют 48 на 18 метров. Отсюда отходит просторная главная галерея, которая слегка освещается дневным светом. Её длина более 120 метров, высота около 7, а ширина достигает 20 метров.
Слева у входа в пещеру находится небольшое озеро, которое называют Голубым. Оно никогда не замерзает зимой. Достигнуть его дна никому пока не удалось. Водолазы остановились на отметке 82 метра. Предположительная глубина 120 метров.
В древнем башкирском эпосе «Акбузат», говорится что именно из этого озера к людям вышли волшебные стада коней и скота. Согласно другому преданию, где-то на дне озера живут бессмертные мудрецы. Они знают судьбу мира, и каждого человека. Иногда они выходят из вод и тогда им можно задать любой вопрос и получить ответ. Вода в озеро попадает из нижнего яруса пещеры, там протекает река Подземный Шульган. Эта река на расстоянии 3,5 км от пещеры спокойно течёт среди зарослей кустарника. Затем она неожиданно исчезает в каменной расщелине, где с шумом уходит под землю. А выходит она уже на поверхность в виде мощного родника, у входа в пещеру Шульган-Таш. Образуя небольшое озеро, названное Голубым. Несколько миллионов лет назад, река Шульган размыла известняковый массив горы, создав огромные залы и коридоры пещеры.
Напротив, Голубого озера находится небольшое Круглое озеро. Его глубина всего 6 метров. Часто летом вода в нем застаивается и становится мутной. В народе считается что Голубое озеро — это источник с «живой водой», а Круглое с «мертвой». Если верить преданиям, именно здесь находится вход в царство мертвых, где правит злой и коварный Шульган.
Два столетия ученые изучали пещеру Шульган-Таш как природный геологический памятник. Но в 1959 году, здесь было сделано открытие мирового значения. Ученый Александр Рюмин, нашел в одном из залов первые на территории России настенные рисунки эпохи Палеолита. Это стало настоящей сенсацией, потому что в то время в науке бытовало мнение что такие изображения являются локальным явлением, и характерны только для Западной Европы.
Благодаря ученым сейчас выявлено 190 рисунков, или их реликтов, красочных пятен, которые выполнены в основном охрой. Это природный пигмент на основе животного жира. Возраст рисунков 14-15 тысяч лет. Кроме рисунков животных, в пещере много таинственных знаков, некоторые знаки похожи на какие-то иероглифы. Нигде в мире аналогичных рисунков и знаков, в таком количестве нет. Ученые выдвигают разные гипотезы и предположения об их назначении. Но прийти к единому мнению пока не могут. История Шульган-Таш неразрывно связана с людьми эпохи палеолита, которые пришли в неё как в грандиозный храм или святилище. В глубине пещеры, в тишине и мраке, они впервые стали рисовать, создавая отражение окружающего мира. Что чувствовал и как мыслил человек древнего каменного века. Наверное, мы никогда не сможем это понять. Для нас это останется загадкой, которую подземный дух Шульган-Таша крепко охраняет.
Заповедник Шульган-Таш это не только природная и геологическая кладовая, но и единственный в России пчеловодческий заповедник. Который был создан для охраны, размножения и изучения диких лесных или бортевых пчёл. Здесь обитает знаменитая Бурзянская пчела, которая отличается от привычных домашних пчёл. Медоносные пчёлы появились на Земле намного раньше человека. По разным подсчетам ученых им от 30 до 60 млн лет. На территории Башкирии, в Предуралье и на Урале, пчёлы поселились в послеледниковый период. Они долгое время находились в изоляции от других видов, и на протяжении столетий сумели адаптироваться у суровому климату Урала. Для Бурзянской пчелы характерна тёмная окраска, необыкновенная работоспособность, выносливость и особая злобливость, а также морозоустойчивость. Эти пчёлы спокойно могут переносить 50-градусный мороз. Учеными было установлено, что от строения хоботка пчелы зависит её способность медосбора. Чем длиннее хоботок, тем легче пчеле собирать нектар из растений. Так, у Бурзянской пчелы хоботок длиннее, чем у её сородичей-Среднерусских пчёл. Его длина достигает 6,5 мм. Хоботок пчелы заканчивается тонким длинным язычком, на конце которого имеется «ложечка». Когда пчела опускает свой вытянутый хоботок вглубь цветка, туда где находится нектар. Она слизывает его язычком. По нему нектар доходит до трубки хоботка и затем поднимается дальше, в «Медовый зобик», именно там и начинается чудо превращения нектара в мёд.
На территории Башкирии, со времен глубокой древности существовал промысел – бортничество. Это старинная форма пчеловодства основанная на содержании пчел, в естественных и искусственных дуплах деревьев- бортях. Этот промысел существует на Южном Урале уже 1,5 тыс. лет. Заповедник Шульган-Таш — единственное на Земле место, где сохранилось бортевое пчеловодство, добыча дикого лесного мёда.
Издавна бортью называли всякое старое дерево, дупло которого обжили дикие пчёлы. Башкиры разыскивали такие деревья и для добычи меда расширяли отверстие ведущее в дупло, вставляли в него специальные крышки-дощечки, которые закрывают продольный разрез борти. Затем каждый год вырезали мёд.
Кроме естественных дупел, пчеловоды делали и искусственные, вырезая их в стволах деревьев. Затем туда заселялись дикие пчелы. Каждый башкирский род, занятый бортничеством имел свои секреты и особые способы привлечения пчелиных роев в искусственные дупла. Ствол дерева формировали так-обрубали нижние сучья, срубали верхушку, ограничивая рост дерева вверх. В результате получался ствол диаметром около 1м и высотой 8-12 м, затем в дереве вырезали дупло, в котором бортник укреплял 2-3 поперечные лучины. Закрывал входное отверстие деревянными брусками, а между ними просверливал отверстие-леток вход в борть для пчел. Для того чтобы привлечь пчел к новому жилищу, бортевик натирал стенки пахучими травами. И только после этой подготовительной работы, борть заселялась пчёлами. Для увеличения добычи мёда, сохранения борти от непрошенных гостей медведя или куницы, башкиры часто выпиливали из дерева дупла вместе с пчелиными семьями и переносили их ближе к дому. Такие борти – колоды затем стали собирать в одном месте — на пасеке. Так произошел переход от бортевого пчеловодства к пасечному.
Начиная с 19 века в Башкирии появилось пасечное пчеловодство, с традиционными домиками-ульями. Но бортничество как вид не исчезло, оно продолжает развиваться до наших дней.
Республика Башкортостан, край с прекрасной и удивительно разнообразной природой. Девственные широколиственные леса и горные луга, раскинувшиеся на склонах Южного Урала, идеальное место для пчёл. Большинство пасек располагается, либо рядом с лесом, либо в его глубине. Здесь царство разнообразной растительности, 140 видов медоносных и лекарственных растений. Каждое растение привносит в башкирский мёд свой аромат, вкус и целебные свойства. Особая его ценность присутствие в составе ферментов, витаминов, гормонов, более 20 аминокислот и минеральных ароматических веществ. Ученые многих стран изучают его состав, но искусственно создать подобный эликсир жизни пока не удаётся.
Башкирский мед, считается визитной карточкой и одним из символов республики. Это не просто название, а запатентованная торговая марка. Башкирский мёд неоднократный победитель международных продовольственных выставок.
Согласно башкирским легендам и преданиям, мёд — это божий дар. Он падает с небес на землю утренней росой, а потом его ароматные светло-янтарные капли собирают с цветов пчёлы. Мёд в Башкортостане добывает особая популяция пчел среднерусской породы – Башкирская пчела. Она отличается чрезвычайной работоспособностью. Летом продолжительность её рабочего дня, более 16 часов. В хороший медосбор одна пчелиная семья может собрать до 3 кг нектара в день. А за сезон от 80 до 150 кг. В зависимости от того с какого медоноса собрана пыльца, выделяют более 20 видов мёда. Самые распространенные цветочный сборный, гречишный и липовый.
Башкортостан один из крупнейших сельскохозяйственных регионов России. По объему продукции сельского хозяйства республика занимает четвертое место в Российской Федерации. Сельскохозяйственные угодья здесь составляют более 7 млн гектар. Одним из приоритетов государственной политики республики, является развитие агропромышленного комплекса.
Совхоз Алексеевский, яркий пример того, как вложенный труд даёт превосходные результаты. Универсальность и рентабельность – главный девиз всех, кто работает на земле. Здесь построен целый стеклянный город из теплиц, в которых круглый год выращивают овощи, зелень и ягоды. Несколько последних лет, здесь собирают рекордные урожаи, но на достигнутом не останавливаются, а мечтают добиться еще большего.
Кроме теплиц, совхоз Алексеевский славится тем, что здесь собирают большие урожаи пшеницы. 41 центнер зерна, с одного гектара озимых. Зерно сразу поступает на мельничный комплекс, который представляет собой целый мини городок. Здесь есть элеватор, который состоит из 12 железных бункеров — силосов. В каждом может храниться 600 тонн пшеницы. Мельница работает круглосуточно. Так же здесь построен комбикормовый завод, зерноочистительные сооружения, 2 сушилки для зерна.
Поголовье стада в животноводческом комплексе Алексеевский, свыше 860 голов. Ферма здесь это объемное, современное сооружение с системами оптимального микроклимата, кормления и доения. Все процессы полностью механизированы. В день от одной бурёнки получают до 24 литров молока, которое сразу же поступает в цех по переработке. Откуда выходит уже готовая продукция, в самом широком ассортименте. Это молоко, кефир, ряженка, творог, катык, сметана, сливки, адыгейский сыр, всего 14 видов продукции.
Каждый кто работает в полях, теплицах или на ферме знают, что сколько любви и труда вложишь, таким и будет результат. Алексеевцам есть чем гордиться. Совхоз входит в число 300 лидеров Российской экономики.
Республика Башкортостан, один из самых многонациональных регионов Российской Федерации. Здесь проживают почти 130 народов. Тюркоязычные башкиры, татары, марийцы, чуваши, русские, украинцы, белорусы, мордва, удмурты. В крае создан своеобразный межнациональный микроклимат, в котором воедино соединены взаимное уважение и культурно-духовный обмен разных народов. Более всего это проявляется в том, как в Башкирии отмечают национальные праздники. Например. Сабантуй.
Слово Сабантуй, тюркского происхождения, и в переводе означает Праздник Плуга. Изначально Сабантуй праздновали в конце апреля, в честь начала весенних полевых работ. А сегодня наоборот – по окончанию их, в конце мая-начале июня. Истоки Сабантуя уходят в глубокую древность, и связаны с аграрным культом. Он возник еще в языческие времена, когда надо было задобрить многочисленных богов и духов природы, от милости которых зависела жизнь людей. Начало сева яровых и начало жатвы, считались главными в жизни земледельца. Поэтому они отмечались праздниками. Сабантуй начинается с торжественной встречи гостей у символических ворот. Здесь коллективы фольклорных ансамблей в национальных костюмах, с хлебом-солью, песнями и стихами приветствуют всех, кто пришел на торжество.
Все собравшиеся на Сабантуй, с нетерпением ждут момента начала конных скачек, по башкирски «бейгэ». Которая содержит в себе определенный обрядовые действия. Скачки проходят не по прямому пути, а в круговую. В этом сохраняется древнее поверье, для благоденствия и будущего хорошего урожая, необходимо повторить путь солнца по небосводу.
В башкирской мифологии конь издревле принадлежал божеству Солнца. В эпосе «Урал-Батыр» небесному светилу принадлежит лучший из лучших коней – волшебный белый крылатый конь «Акбузат». Именно на нем Урал-Батыр прошел тот путь, который стал Уральскими горами, когда боролся с силами зла.
На Сабантуе всегда царит веселье, азарт и дух соревнований, в которых принять участие может любой желающий. Когда видишь, как на скользкий вертикальный столб, на вершине которого висят подарки, взбирается смельчак, в надежде не только показать свою удаль, но и получить приз, просто захватывает дух.
Многолюдно и шумно у наклонного качающегося столба, который одним концом врыт в землю, а на другом раньше привязывали приз, например барана. Юноша должен пройти по шесту, удерживая равновесие, и не упасть. Дело это не каждому под силу, но проверить себя на выносливость и показать свою ловкость, хочется многим.
С давних времен республику Башкортостан называли танцующей. Еще в 19 веке российские этнографы отмечали особую музыкальную и хореографическую одарённость башкирского народа.
В 1939 году в Башкирии появился первый танцевальный фольклорный коллектив. Его создал и более 30 лет руководил Файзи Адгамович Гаскаров. Сегодня Башкирский Государственный Ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова это визитная карточка не только национальной культуры республики, но и всей России.
Народные танцы — словно послание, которое просто надо научиться прочитать, как историю, предание или легенду. И тогда можно увидеть в них явный или тайный смысл, почувствовать потаённые струны души, биение сердца и радость бытия.
Драгоценная россыпь танцев созданная талантом Файзи Гаскарова и его учениками, до сих пор радует и восхищает любого, кто хоть раз их увидел. Ведь в них зашифрован весь путь башкирского народа, его опыт, традиции, обычаи, нравы, характер, взаимоотношения с миром. И вечное стремление человека к красоте и желание сделать мир лучше.
Путешествуя по Башкирии, прогуливаясь по её столице, знакомясь с достопримечательностями и культурой Башкортостана, каждый может увидеть неповторимый облик, богатую историю и традиции края. Который не только вдохновляет художников, музыкантов и писателей, но и придаёт сил и красоту настоящему дню, делая его богаче и ярче.
Великолепный, познавательный, информативный и красиво оформленный сайт! Оценка 5+ ! ;))
Люблю свою Родину!!!
Цвети и процветай, родная Башкирия!!!